25 февраля 2012 г.

Как получить права на Мальте

Для туристов и приехавших "попробовать и осмотреться" все перечисленное будет неактуально по одной замечательной причине: первые 12 месяцев можно водить машину с российским (да и вообще с любым не-EU, но переведенным) водительским удостоверением.

Первый нюанс - непонятно, как именно считать эти самые 12 месяцев. Если с момента последнего въезда, так это можно каждый год на родину летать :) С момента первого въезда тоже нелогично, потому как не все приезжают сразу "насовсем". Официального ответа от властей я тоже не добился, но поскольку предъявлять кому-либо мое водительское удостоверение здесь пока так и не пришлось - ну и ладно.

Итак, для тех, кто все же решил пожить на Мальте подольше. В любом случае, получить Learning Permit и начать обучение можно только через 6 месяцев пребывания (видимо, раньше к местному движению не привыкнешь), так что сразу по прилету беспокоится рано. Через 6 месяцев счастливые обладатели европейского водительского удостоверения просто обращаются в Transport of Malta и обменивают свои права на мальтийские. Ничего пересдавать не нужно, просто по формальным законам вы можете владеть только одним водительским удостоверением в EU, и оно должно быть выдано в стране постоянного пребывания (независимо от гражданства).

Для россиян и прочих "третьих стран" нужно забыть про весь свой многолетний водительский стаж и заново почувствовать себя студентом. Сдать экзамены самостоятельно, без обучения, теоретически возможно, но почти нереально (объясню ниже почему).

Первый шаг - выбор школы для обучения. Или, если уже есть какие-то проверенные контакты - выбор инструктора (на самом деле, в школе вы появитесь 1 раз, остальное время будете общаться только с инструктором). Я после рекомендаций коллег позвонил в Royal Motoring School: http://royalmotoring.com, находится она в Аттарде, но в любом случае месторасположение школы неважно. Гораздо важнее - где живет ваш инструктор и как вы с ним договоритесь о занятиях. Опять же, мои рекомендации Pierre Borg (http://royalmotoring.com/en/our-instructors.htm) - отлично работает с иностранцами, и вообще терпеливый товарищ :)

В моем случае, мы сразу оговорили, что мне необходимо переучиться на левостороннее движение и вспомнить как переключать скорости (давно езжу на автомате), плюс все нюансы экзамена. Именно этим мы в итоге и занимались - теоретически, можно было даже ограничиться меньшим числом практических уроков, но времени было много и хотелось свести к минимуму необходимость пересдачи.

Если же вы за руль садитесь впервые, то будем следовать всем правилам. Для начала нужно обратиться в школу и пройти необходимые формальные процедуры. Во-первых, заполните там анкету, подтвердите что вы постоянно проживаете на Мальте (да, документы с собой принесите) и сфотографируйтесь. О, существенный момент! Именно это фото, как оказалось, потом появится в вашем водительском удостоверении. Так что если не хотите ужасаться следующие три года - приготовьтесь получше, чем я (небритый загорелый русский в футболке...) 

Кстати, милая женщина на фото заглавной страницы школы - разговаривает по-русски :) и делает небольшие скидки русскоязычным :)

Если вы появитесь в школе в субботу, то где-то в час дня (уточните у своего инструктора) там же будет находиться доктор, который задаст вам несколько вопросов, попросит прочесть буквы на стене и шлепнет в карточку "Здоров". В общем-то, все - больше вы можете в школу не появляться. Ах, ну да - заплатите там же первую часть денег (в районе 30-40 евро).


Ждите, пока к вам по почте не пришлют Learner's Permit - формальную бумагу, после которой вы можете ездить вместе с инструктором по общим дорогам. Выглядит learner's permit так:  


Теперь вы можете распугивать местных водителей крупными значками "L" и четырьмя зеркалами заднего вида на машине инструктора. Количество занятий никак не ограничено - платите по 20 евро за 1.5 часа и катайтесь хоть полгода, пока инструктор не признает, что вы достаточно подготвлены для Driving Test. Для этого у него есть специальная бумага о ваших "достижениях", которую инструктор сдает в школу.

В процессе осваивания местных дорог готовьтесь к Theory Test. Сам тест достаточно примитивный - нужно знать знаки и разметку ну и общие правила поведения на дороге. Именно на правила поведения, а не на формальные ПДД делают упор в вопросах. 

База вопросов за последние годы не менялась, выложена, например, на сайте школы, но на всякий случай продублирую тут:

По ссылке на законодательство (в поиске - 65) можно найти все подзаконные акты. Там, как раз, всякие практические вопросы типа ремней безопасности, содержания алкоголя в крови и пр. и пр.
2. Highway Code - кодекс поведения на дороге

В общем, ничего сложного, 35 вопросов, можно сделать 5 ошибок за 45 минут. Экзамены принимают вот здесь: Google maps



После сдачи Theory Test вы получите вот такую бумагу в двух экземплярах:


Еще одно жуткое фото, сделанное там же, во время теста, но оно, слава богу, никуда больше не пойдет. Передаете один экземпляр своему инструктору в школу, платите за Driving Test и  ждете. Должно произойти следующее: ваш инструктор сдает внутренний документ о том, что вы освоили все навыки вождения, сдает копию вашего Theory Test Certificate в школу, школа отправляет оплату и все свои подтверждения в Transport of Malta.

А вы в итоге примерно за 3 недели до предстоящего теста по вождению должны получить следующее:


Вот теперь можно отпрашиваться с работы на нужный день и в усиленном режиме закреплять навыки, необходимые для Driving Test


Самое главное - об этих самых навыках.

Как все, наверное, подозревают, уметь водить и сдать экзамен - это два разных навыка (хоть и пересекающихся частично). На экзамене от вас не требуют быть асом на дороге, но требуют выполнения определенных, достаточно "тупых" действий:

1. Крутить побольше головой
2. Вовремя включать и выключать поворотники
3. Не делать непредсказуемых для остальных участников движения маневров
4. Соблюдать разметку
5. Держаться обеими руками за руль
6. Правильно переключать скорости и использовать ручник.

Смешно, конечно, но два последних пункта - тот еще геморрой, когда у тебя все время был автомат :)

Обязательные к изучению материалы:

1. Как выполнять маневры. В картинках - учить наизусть, выполнять как Буратино
2. Вопросы экзаменатора перед тестом - уточнить у инструктора в одно из последних занятий, ничего сложного, но знать надо



В день Х вы приходите в назначенное время вот сюда: Google Maps, находите своего инструктора с машиной (да, надо ему заранее сказать об экзамене, конечно) и ждете экзаменатора.

Вот, собственно, почему сложно сдать экзамен самостоятельно - его будут принимать только на специально оборудованной машине, которой у вас, скорее всего, нет. Теоретически можно все сделать и самому (или найти каких-то знакомых), но поверьте - со школой это проще.

Дать взятку сложно :) местные утверждают, что невозможно. Экзаменаторы выбираются случайным образом, инструктор его не знает заранее и с вами в машине не едет. Да и боятся они за свое вполне оплачиваемое место. Так что учитесь :)

Тест состоит из пары странных вопросов типа "Что нельзя делать с пешеходами во время дождя?". Правильный ответ - нельзя их обливать водой из лужи. Сделаете так на экзамене - отправитесь на пересдачу :) Или "Где находится переключатель дальнего света" - уточните у инструктора заранее, список вопросов приведен выше по ссылке.

Непосредственно вождение - это минут 30 по близлежащим городам (обязательно с инструктором попробуйте заранее соседние развязки), какой-нибудь маневр типа паралельной парковки и проверка вашего умения резко тормозить в экстренной ситуации. Нет, ситуацию создают искусственно, не волнуйтесь :)

За всю поездку можно заработать 1 критическую ошибку или 15 мелких для вылета на пересдачу. Поверьте, 15 мелких ошибок - это очень мало, я при всем старании легко набрал 8, ничего особенного не нарушив (как мне казалось).



После удачной парковки в начальной точке вы получите от инструктора вот такие бумаги:





В первой как раз указано, где именно вы накосячили, а во второй - сдали или нет. В случае сдачи целуете экзаменатора и идете напротив в Hall B (экзаменатор покажет) для получения временной квитанции о сдаче экзамена. Да, опять платить :)

Водительское удостоверение придет по почте в течение 10 дней и у вас будет три года для очень аккуратной езды. Первые три года действует система штрафов, когда за каждое нарушение вы будете получать определенное количество баллов (от  3 до 11). Наберете 12 баллов за три года - добро пожаловать на пересдачу. Не наберете - получите "нормальные" права.


И последняя, самая важная ссылка: вот здесь весь процесс описан формальным языком со всеми телефонами, адресами и суммами: Transport of Malta

Общие затраты на получение удостоверения:

1. Документы для школы - 30
2. Уроки с инструктором - 8 * 20 = 160
3. Theory Test - 30.25
4. Driving Test - 75
5. Водительское удостоверение - 21.95
Итого - 317 евро. Радость от сдачи с первой попытки - бесценно :)

19 комментариев:

  1. спасибо за инфо, очень информативно и доступно изложено. Через месяц тоже еду жить и работать на Мальте. Вопрос автору блога: "первые 12 месяцев можно водить машину с российским (да и вообще с любым не-EU, но переведенным) водительским удостоверением." - это с нашими обычными внутренними правами? (там вроде на англ продублирована осн информация) или имеется в виду международные права, которые нужно оформлять , если едешь на своей машине в Европу?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Формально нужно всегда получать "международные права", если требуется водить машину за пределами РФ. В реальности этого требуют либо страны, в которых совсем не понимают английский/французский, либо страны с очень строгим соблюдением законов.

      Мальта не относится ни к первым, ни ко вторым :) так что можно водить с обычным российским "пластиком".

      Другое дело, что до сих пор непонятно как считать эти самые 12 месяцев...

      Удалить
    2. Думаю, с момента получения ID/Resident Card?

      Удалить
    3. Э.. Что с этого момента? Получать права? На самом деле, это параллельные процессы, но без местной ID карты будет сложно доказать свое пребывание на Мальте больше 6 месяцев.

      Удалить
  2. Подскажите пожалуйста, учитывается ли как-то предыдущий опыт вождения при получении мальтийских водительских прав (стаж вождения в России около 10 лет)? можно ли вписать это в документы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, к сожалению. Первые три года на Мальте - права как у ученика, со всеми вытекающими последствиями (баллы штрафные, повышенная ставка при аренде машины и т.п.)

      Удалить
  3. Спасибо за обстоятельный обзор. И все таки несколько уточнений. Можно ли записаться и сдать теорию без школы. Сколько действует сертификат о сдаче теоритического экзамена? спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, не помню. Школа выдает специальный Learner's Permit, но вот нужен ли он на теорию (или только на практику) - не помню. Аналогично по времени действия.

      А какой смысл сдавать теорию заранее? В любом случае без школы практику не сдать

      Удалить
    2. Записаться и сдать теорию можно без Learner's Permit, сертификат будет действовать полгода.
      Податься на практический экзамен возможно только с сертификатом о сдаче теории и Пермитом, без школы/инструктора здесь уже никак.

      Удалить
    3. Sam, Irina, спасибо за первую подсказку, но нужна вторая, как можно записаться на теорию?

      Удалить
    4. На теорию, по-моему, просто заходил в центр и сдавал, там на месте всё оформляют.
      Адрес в тексте

      Удалить
  4. Добрый день!
    В плане подготовки переезда на Мальту возник вопрос по приобретению нового авто. Существуют ли какие нибудь ограничения по приобретению и владению авто с левым рулем? Возможно ли у местных дилеров их заказать?И вообще покупка нового авто какими налогами облагается?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!

      Честно говоря, не знаю. Видел здесь левые рули на иностранных номерах, но не помню чтобы была на мальтийских номерах. Местные дилеры привезут всё что угодно, только плати :) Налоги высокие, поэтому привозить сюда что-либо дорого.

      С т.з. выгод платить за левый руль смысла нет: рынок подержанных машин в UK и в Японии достаточно большой, а стран куда их можно спокойно поставлять - немного, поэтому правый руль стоит заметно дешевле.

      Удалить
  5. Добрый день!
    Правильно ли я Вас понял , что налоги отличаются ( и где их глянуть) при приобретении новой леворульной и праворульной машины?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я имел ввиду, что праворульные машины в целом дешевле, не из-за налогов

      Налоги и регистрация - здесь:
      http://www.transport.gov.mt/land-transport/vehicle-registration-and-licensing/registering-and-licensing-a-motor-vehicle/individual
      http://www.transport.gov.mt/land-transport/vehicle-registration-and-licensing/registering-and-licensing-a-motor-vehicle/licensed-importercar-dealer
      http://www.transport.gov.mt/land-transport/vehicle-registration-and-licensing/registering-and-licensing-a-motor-vehicle/exemption-from-registration-tax-annual-license

      Удалить
  6. подскажите а как выглядит водительское удостоверение мальты сегодня?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как и любые другие европейские права - сейчас форма унифицирована

      Удалить
  7. А я с мальтийскими правами могу ездить по россии
    ? И могу ли я поменять на российские

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В России на этот счёт очень туманное законодательство. Как турист приехавший на короткий срок - да, скорее всего сможете (лучше получить international книжечку в дополнение). Поменять на российские - скорее всего нет.

      И был там какой-то юридический казус о том, как ГИБДД будет воспринимать на дороге гражданина РФ, который постоянно живёт за границей и приехал как турист с водительским удостоверением другой страны.

      Удалить