11 февраля 2014 г.

Что такое Blue Card и с чем его едят

Поскольку я тут протаптываю новую дорожку к мальтийским чиновникам, а информации по этому поводу крайне мало, хочу все суммировать и поделиться с общественностью.



Blue Card — это такое изобретение европейских чиновников, которые устали бороться с выкрутасами местного законодательства в каждой стране относительно приема на работу TCN (Third Country Nationals). После долгих криков о суверенитете и прочем «вы нам тут из Брюсселя не указ!» был найдет компромисс: устанавливаются общеевропейские правила для высококвалифицированных специалистов, а с остальной «мелочью» и мигрантами каждая страна разбирается самостоятельно.

Приняли это все еще в 2009 году, установив крайний срок принятия соответствующих законов в каждой европейской стране в 2011. На практике некоторые его не приняли до сих пор, а там где приняли (на Мальте, например) — в реальности пока не применяли.

Общая информация об этом есть в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Blue_Card_%28European_Union%29

В каком случае лучше подавать заявку на Blue Card, а не на обычный work permit с ежегодным продлением?

  1. Если вы предполагаете смену работодателя и хотите избежать переоформления документов. Держатели Blue Card имеют право сами искать работодателя и при этом находится в стране определенное время (обычно - до 3 месяцев, зависит от страны)
  2. Если вы хотите как можно быстрее привезти свою семью в новую страну. Для обычных рабочих виз устанавливают различные ограничения (на Мальте формально - до 2 лет нужно прожить до официальной reunification), держателям Blue Card можно приехать с семьей
  3. Если вы планируете переезжать в другую страну внутри ЕС. Сроки проживания по всем странам ЕС для держателей Blue Card суммируются и учитываются для получения, к примеру, Long Term Residence
  4. Держатели Blue Card имеют некоторые преференции по сравнению с «обычной» рабочей визой. К примеру, теоретически равный с европейцами доступ к образованию в стране проживания. Как это реализуется на практике — кришна его знает.

Кто может подать заявку?
  1. Квалифицированный специалист. В каждой стране законодательство по этому поводу отличается. На Мальте, к примеру, выделяют в отдельную категорию Regulated Professions — это те, которые должны быть признаны профессиональным сообществом в стране. К примеру, мне как аудитору нужно было получить местную аудиторскую лицензию. 
  2. Зарплата как минимум в 1.5 раза выше средней по стране. В каждой стране могут быть установлены и более высокие ограничения
  3. Диплом и квалификация должны быть признаны в стране проживания. На Мальте этим занимается MQRIC

Я уже часть квеста прошел, дипломы мои признали, местные лицензии изучили и одобрили, на прошлой неделе сдал все документы и жду карты.

Ссылки для самостоятельного изучения
Общеевропейское законодательство:
Council Directive 2009/50/EC
Описание схемы

Мальтийские законы и формы для заявления:
Regulation 217.15
Mutual Recognition of Qualification Act and SL
Form B from the list

26 комментариев:

  1. Семен, добрый день. Спасибо за Ваш блог. Я с января учусь жить по новому на Мальте. И ваши знания мне очень пригодились. В поисках работы добралась до признания моего российского диплома. Сняла копию с него, перевела. (сама). Молодец, справилась. Да не тут то было. Подавай им изученные предметы и количество часов. Господи, где же я их возьму. Коль вы уже прошли это все, подскажите пожалуйста, как вы выкрутились? Не думаю, что сохранили зачетку. А к диплому у меня есть только приложения с оценками на экзаменах (без часов). И то, искать нужно. Где-то завалялось за ненадобностью в России. Заранее благодарна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет

      Очень странно, что к диплому нет приложения с часами - во всех госвузах форма стандартная. Тогда придется справку из вуза запрашивать и ее переводить, иначе никак - они же не понимают, что именно мы там в России проходили :)

      Удалить
    2. Спасибо. Нашла. Только часов там нет. Я заканчивала в 91. Давно это было.попробую перевести что имею.А перевод заверить наверно можно в русском консульстве?

      Удалить
    3. Да, или нотариус + апостиль в России, или консульство на Мальте.

      Удалить
  2. добрый день.

    подскажите, пожалуйста, как разобраться с пунктом первым - квалифицированный специалист?
    куда звонить / бежать, чтобы понять какой сертификат необходимо получить? и подходят ли международные сертификаты типа ACC / CIMA / CMA / ICA etc.?

    спасибо

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет :)

      Специалист может быть из regulated профессии или non-regulated. В первом случае нужно подтверждение, что вы можете работать по этой специальности на Мальте (например, мне нужен PCA для работы аудитором). Во втором случае вы просто подтверждаете свою квалификацию дипломами и рабочим контрактом.

      ACCA сама по себе ничего не дает, но ее можно, во-первых, признать как высшее образование в MQRIC, а во-вторых, сдать местные налоги и право и получить (после ACCA) местный accountant warrant - тогда это уже будет основанием для Blue Card (в случае, если остальные условия соблюдаются)

      Про остальные дипломы не знаю, но общий подход такой же: их нужно "признать" на Мальте (через MQRIC), а дальше уже смотреть является ли эта профессия регулируемой. Например, внутренний аудитор может работать без warrant на Мальте или нет? Я не знаю :)

      Удалить
  3. Семен, здавствуйте! Спасибо Вам за информацию. Живу с семьей полгода на Мальте, и только недавно узнал про Blue Card)
    Работаю, есть разрешение на работу, подтверждение диплома, Residence Permit, зарплата, счет в банке, договор аренды, медстраховки - вроде по всем на Blue Card критериям подхожу. Могу ли я задать Вам уточняющие вопросы:
    1. Выдают ли их сейчас, где подаваться (ETC в Хальфаре или Еванс Билдинг), как долго ее делают? Могу ли я уже сейчас на нее подаваться (прожив только полгода)?
    2. Могу ли я используя плюсы карты искать работодателя в другой стране ЕС, или только на Мальте? Рассматриваюсь ли я с точки зрения работодателя как EU Citizen - т.е. придется ли работодателю что-то дополнительное оформлять, если у меня такая карта есть? (опять же, интересно, применимо ли это за пределами Мальты?)
    3. Правильно ли я понимаю суммирование сроков - если я проживу 5 лет на Мальте потом перееду куда-нибудь, скажем, в Германию (и допустим она дает ВНЖ через 5 лет) - выходит что там можно будет сразу подавать на ВНЖ ?
    4. На какой срок выдается карта - на 1 год? Что нужно иметь для продления (а точнее, чего можно уже не иметь)?

    Буду очень благодарен за ответы!
    С уважением, Макс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1. Выдают (если очень настаивать), подаваться точно так же как и на обычную карту, только форма B, а не C. Срок проживания не важен, главное чтобы условия соблюдались. Можно подавать ближе к сроку окончания предыдущей карты чтобы не переплачивать
      2. Искать работодателя можно где угодно, но плюсов особых нет. Все равно будет non-EU, рабочее разрешение оформлять точно так же
      3. Теоретически - да, на практике в каждой стране свои правила. К примеру, в Германии потребуют (если я правильно помню) в любом случае прожить 2 года, а вот три года можно будет зачесть с предыдущей страны
      4. Да, к сожалению, все еще на 1 год (хотя идея была как раз облегчить продление). Вся процедура точно такая же, как и на обычный residence permit, даже больше документов собирать

      Удалить
    2. Спаисбо за ответы!
      2. Но если менять работодателя внутри Мальты, имея BC, - то оформлять новое рабочее разрешение не нужно, я иду как EU-citizen? (мое понимание смысла из основного поста "Держатели Blue Card имеют право сами искать работодателя и при этом находится в стране определенное время")

      Удалить
    3. Нет, надо каждый раз оформлять рабочее разрешение. Оно привязано к определенному работодателю и определенной должности. Даже при повышении внутри фирмы нужно опять разрешение оформлять (формально)

      Blue Card устраняет необходимость выезжать из страны при увольнении. Если четко следовать правилам, установленным ETC, то при увольнении надо погасить residence permit (что никто не делает, конечно), выехать из страны и заново искать работу. Потом новое разрешение и все то же самое что и в первый раз.

      Удалить
  4. Семён, здравствуйте. Преимущества Blue card мне видятся очень нужными и важными. На официальных ресурсах не могу найти точный список профессий, попадающий под мальтийскую версию категорию Regulated Professions для подачи на Blue Card. Знаю, что financial (аудиторы в частности) и работники, связанные с авиатехникой туда входят, а входят ли программисты не знаю. Есть ли у вас такие сведения или опыт на эту тему среди знакомых? Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Список регулируемых профессий был в одном из законов (в приложении), но где точно - я не помню.

      Нет, программисты к ним не относятся :) Так что просто признание дипломов, рабочий контракт, подтверждение опыта и зарплату в 1.5 выше средней - должно хватить

      Удалить
  5. Спасибо за ответ. Если программисты не входят в этот список, то получается меньше бумажек нужно будет подавать и в целом процесс чуть проще? Интересно, если ли на Мальте программисты-обладатели блю кард.. МЕня вот лично воодушевил пункт про то, что при смене страны в пределах EU срок для получении ВНЖ/гражданства суммируется. Я правильно понял? то есть живу я на Мальте 5 лет с блю кард к примеру и потом еду к примеру в Германию. Там живу еще 3 года и подаю на гражданство? Т.к. в Германии нужно жить 8 лет для получения гражданства (можно 7, но с оговорками). Как-то все неправдоподобно кажется и слишком легко. На Мальте то более 18 лет нужно жить, чтобы попробовать подать на гражданство и то не факт, что дадут. Друг живет на Мальте 18 лет, подал на гражданство, ответа нет уже полтора года. То есть ему формально не отказали, но и ответ не дали :-)

    У меня еще момент такой, что у меня диплом о высшем образовании то с отличием, но вообще не по программированию :-) в России это норма жизни иметь один диплом, а работать всю жизнь в другой области. То есть я при получении ворк пермита не подтверждал диплом, а показывал бумаги, по которым у меня стаж был около 10 лет (достаточно более 3, но чем больше, тем лучше). Но сейчас я уже более этих 3 лет на Мальте только, не знаю нужно ли это подтверждать, у них самих это все в базе есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Насколько я понимаю, надо стаж подтверждать. Особенно, если диплома нет. Может быть, проще диплом тоже подтвердить - это на Мальте не сложно, а очков добавит :)

      В целом процедура по смене страны и Blue Card именно такая. Как на практике - кто ж знает...

      Удалить
  6. Да вот я и думаю стоит ли мне диплом подтверждать. По диплому я вообще врач, учился очно 6 лет и диплом с отличием. Или принцип такой, что, подтвердив любой диплом о высшем образовании, я просто подтверждаю в понимании чиновников, что у меня высшее образование и не важно в какой области?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сложно сказать что там в понимании чиновников :)

      Удалить
  7. Семен, скажите, пожалуйста, а вы заверяли ваши фотографии паспортного формата, которые прилагали к заявлению? Мы сейчас собираем пакет документов, и от нас требуются фотографии с заверительной надписью на английском языке (I verify that this is the true likeliness of Ivan Ivanov and certify a true copy of his passport photos to verify his identity.
    Отдельно указали, что такую надпись может сделать адвокат либо доктор, цитирую: "The doctor/lawyer needs to also write his name in Latin alphabet and he needs to put his stamp on it.
    То есть обычный нотариус этого не может сделать, так как нотариусы могут использовать лишь русский язык для заверительных надписей. Один юрист нам уже отказал, сказал, что не хочет рисковать, хотя, собственно, он ничем не рискует, на мой взгляд.
    Если вы заверяли ваши фотографии, к какому специалисту вы обращались?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, возможно я не понял. Вы еще в России находитесь и форму оттуда посылаете? Тогда, видимо, какое-то новое требование, да. Придется искать знакомого юриста, который на это подпишется, видимо :(

      Удалить
    2. В 2013 году, когда я, будучи в России, собирал документы на рабочую лицензию для ETC, то среди списка документов был и такой странный документ. То есть требовалось в России завирить нотариально тождественность фото и человека, на ней изображенного. У меня ушло окло 2 недель, чтобы найти у нас в городе нотариуса, который бы знал, что это такое и как это делать. В итоге в почти миллионном городе нашелся только один такой нотариус, который знал, что нужно писать. У меня остался скан этого документа. Если нужно, то пишите на почту и я вам пришлю для образца. Обычно , когда нотариусы видят нотариальную бумагу, то сразу понимают, что от них требуется

      Удалить
  8. Это что-то новое, я никаких фотографий не заверял. А кто это требует? В форме B на Blue Card нет требования про заверенную фотографию, да и в любом случае фотографируют в Identity Malta.

    Какой-то у них бардак с требованиями, как обычно :(

    В подобной теоретической ситуации я бы просто спустился этажом ниже в наш юротдел и мне бы заверили фото, но я не очень понимаю для чего это им надо (и кому?)

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте!

    Скажите, через какой срок проживания на Мальте можно рассчитывать на получение гражданства?.. И нужно ли сдавать языковой экзамен, если да, то какой?

    И насколько учитывается срок проживания в другой стране ЕС? Есть какие-то ограничения, или я могу, к примеру, 10 лет прожить в третьей стране ЕС по Blue Card, приехать на один день Мальту и на следующий день просить гражданство?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 18-20 лет. Экзамена по языку нет (странно, да — для ПМЖ есть, а для гражданства нет).
      Как учитывается срок в другой стране — не знаю, скорее всего никак

      Удалить
  10. Добрый день, Семен! Я начала поиски работы на Мальте. Я работаю сейчас senior audit manager в банковской группе в России, у меня есть ACCA, CIA, CAMs. Подскажите, пожалуйста:
    1. есть специализированные агентства для поисков аудиторов? Какие-то названия?
    2. EU blue card-можно ли просить работодателя о подаче документов на эту карту? или сначала нужно получить work permit C и уже самой подавать на EU Blue card через год пребывания на Мальте?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день
      1. Специализированных агентств именно по аудиторам нет. Аудиторов не хватает, их и без агентств разбирают :) Просто напишите в четвёрку, кто-нибудь возьмёт наверняка (вряд ли менеджером, но старшим аудитором точно, потом дорастёте через год-два)
      2. Можно просить, но работодатели пугаются, штука малознакомая (их тут штук 10 всего выдано пока). Можете по форме C, а потом самостоятельно

      Удалить
  11. Добрый день, Семен. Я вот столкнулась с вопросом, возможно подаскажете ответ :) Попросила я Identity дать список документов на Blue Card, они мне говорят, что чек-лист идентичный с обычным Single Permit, только форму другую надо заполнить (B вместо С).

    Вопрос у меня про регулируемые профессии и Warrant. В форме С Single Permit в разделе Supporting documents есть точно такое же условие про регулируемые профессии, как и для Blue card в форме В. То есть список документов и правда один и тот же, если сравнить. Получается, что по этой логике, если я подаюсь по обычной процедуре на работу Accountant у меня тоже должен быть местный warrant? Выходит не логично - Accountant в списке исключений по поиску на местном рынке труда, но тогда все те, кто приезжает, уже должны иметь лицензию, чтобы получить свой первый permit?

    С другой стороны, если на Accountant они устраивают без лицензий (потому что я никаких лицензий не приносила), а список документов, как они сказали одинаковый, может быть я могу с теми же документами прийти, но просто с другой формой? (Конечно, я имею ввиду, что все остальные условия по зп и тд соблюдены). Как вы считаете, насколько warrant критичный? Спрашивали ли вас про него целенаправленно?

    P.S. У меня есть подтвержденная MQRIC АССА, я associate of Malta Institute of Accountants и я в процессе сдачи мальтийских налогов АССА, чтоб warrant заполучить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно говоря, не знаю насколько это критично. Я бы на вашем месте подал на C, а при продлении, уже с местным warrant - на Blue Card, просто чтобы время не терять

      Удалить